Зачем Бог родил сына, или Рождество по-иудейски

Пост в блоге в «Клубе путешественниц».
Постоянная ссылка.

Зачем Бог родил сына, или Рождество по-иудейски

Мой муж иудей. Я православная. 7 января муж работал. У меня был дома тихий день наедине с собой. За ужином муж налил мне вина, сказал: «Поздравляю тебя с праздником. Давай выпьем за день рождения нашего мальчика!» Он, глядя на историю с другой стороны, никак не может понять, как целый мир, настроенный в целом антисемитски, отмечает как великий праздник рождение еврейского пацана.

Я объяснила.

Вообще мир обязан иудеям за монотеизм, за идею единого Бога, Бога как единства и мерила всех вещей. И был этот Бог, и был он Богом только иудеев. И чтобы явить себя всему миру, он дал свет – Сына, Мессию, Христа. И этот Свет увидели многие. И стал этот единый Бог через этот Свет – Сына – Богом всего мира. Открылся всему миру.

Я знаю, о чем говорю. Я видела этот Свет. Я увидела его, когда молилась и задавала вопросы в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Он пришел мне как ответ, когда я пыталась понять связь между моим Православием, которое я люблю в выражении монастырей центральной России, уютных, при этом несколько суровых, благодатных монастырей Подмосковья, и неожиданно теплыми камнями Иерусалима и его сухим воздухом без тени ладана и без переворачивающего душу благочестия. И стало как-то в душе понятно то, что знает голова, — что их иудейский Бог – это наш Бог-отец, Сущий, единый для всех, мироздание. И стал понятна наша Троица. Небо, Вселенная, пространство, Сущий – Бог. Он пронизывает все, он сам все, потому многими не замечаем. Свет, который зажегся для всех людей, чтобы они увидели Бога, – Христос. Свет, рожденный Богом. Святой дух – то дыхание Господа, что зажгло для нас этот Свет. И каждый ныне христианский народ принял и переработал этот Свет соответственно своему укладу, характеру, образу и обстоятельствам жизни. Я и сейчас вижу этот Свет внутренним взором.

Муж понял. Он очень внимательно слушал меня. Он сказал, что я в нескольких словах объяснила ему то, что было для него всю его жизнь не совсем понятным, — почему евреев называют богоизбранным народом. Он считал, что нация-изгой сама назначила себя богоизбранной в качестве компенсации за неприятие со стороны всего мира (на мой взгляд, обычный распространенный стереотипный общепринятый подход – Н.К.). Но то, как весь этот самый антисемитский мир принимал богоизбранность евреев, не давало ему успокоиться. И я своим кратким и простым объяснением помогла расставить точки над «и».

Евреи – богоизбранный народ потому, что он не нуждается в посреднике для восприятия Бога. Бог есть, он невидим, неощутим, он мироздание, и это принимается само собой. Напрямую. А другим народам – христианским с их Мессией Христом, мусульманским с их пророком Мухаммедом – народам в основе, в корнях своих языческим, нужен посредник, чтобы они увидели Бога. Нужен Христос, нужен Пророк. Нужен человек, нужен идол, предмет, тотем, через который Бог являет им себя. Непосредственно они видеть Бога не могут. Непосредственно, без промежуточного звена, Бога воспринимают только евреи.

Я не стала объяснять, что имела в виду несколько иное. Не стала объяснять, что Свет, данный Богом, чтобы светить всем, не есть посредник, и т.п. Он судит как еврей. Я сужу как православная. И это очень интересно – помогать друг другу посмотреть на мир с другой стороны.

Такое у нас получилось Рождество. Без традиционных рождественских блюд, без свечек и снежинок, без «лубочных» западных песенок. Без молитв. Но с душой и с духом.

А вино по иронии судьбы было израильское. Муж специально покупал его для меня в древнем средиземноморском Яффо, вино для Пейсаха, то есть праздничное. Вино, напоенное тем же солнцем, что согревает камни Иерусалима – Святого города для меня, столицы еврейского государства для него, — города, одинаково ценного для обоих.

FacebookTwitterOdnoklassnikiLiveJournalSkypeVKShare