Моя вагина с вашей не согласна!

#книговедение
Рецензия опубликована в блоге в электронном сми «Клуб путешественниц».
Постоянная ссылка.

Моя вагина с вашей не согласна!

Дочитала книгу Анны Яковлевой «Монологи русской вагины».

Вот что автор пишет в собственной аннотации к книге:
«Монологи русской вагины» – документальная проза non-fiction о судьбах простых российских женщин, оказавшихся на сломе привычного образа жизни и перед вызовами нового времени. Книга посвящена русскому коду сексуальности, понимаемому как культурно-духовный код, и написана на основании откровенных личных писем и устных исповедей наших современниц. Она включает в себя рассказы от первого и от третьего лица, а также очерки нравов, часть из которых ранее публиковалась в разных СМИ. Имена некоторых известных людей изменены или не названы, но искушённый читатель без особого труда разгадает эти загадки. Создание книги инспирировано американским бестселлером писательницы Ив Энцлер «Монологи вагины», переведённой на многие языки мира и поставленной на сценах театров разных стран, в том числе и в России. Однако защита женского достоинства в условиях нашей страны, с другим менталитетом, религиозными убеждениями и типом цивилизации, – задача более сложная, но и гораздо более для нас актуальная, о чём и свидетельствует эта книга.

Я еще не встречала книг, которые показывали бы обусловленное менталитетом и историческими реалиями положение современных женщин в современном мире. Я знакома с основными исследованиями по теме (прежде всего с трудом Симоны де Бовуар «Второй пол»). Но это исследования исторические, и даже в той части, где они современные, они современны в момент времени. Книг сегодняшних, основанных на сегодняшних реалиях, я не встречала. Поэтому потратила полдня на книгу Анны Яковлевой.

И удивлена.

Начиная книгу, автор сделала заявку ни много ни мало на исследование. Ее начало явно перекликается как раз с «Вторым полом» Симоны де Бовуар.

"Сегодня понятно, что всякая телесность – это духовно-культурный код. Отношение к телесности определяется не природными факторами, не биологией, а культурой. Русская телесность – это тоже своеобразный духовно-культурный код. Такие базовые ценности менталитета меняются медленно, но тем не менее меняются. Однако всё же что-то существенное остаётся – и так бывает, во зло или на благо, " — пишет автор в предисловии.

И я ждала современного очерка положения женщин если не с раскрытыми, то хотя бы с намеченными пунктиром обстоятельствами, формирующими положение и позиции (не прочтите превратно) современной русской вагины.

Получила же обычное бабское чтиво, но с налетом интеллектуальности... Истории-истории-истории, которые при такой авторской аннотации должны бы быть иллюстрацией к чему-то. К чему? К тезису о том, что жизнь безнадежна? Если да, мне жаль потраченного времени.

Куда смотрел редактор? Почему не отследил, что тема, заявленная в аннотации, не раскрыта? Почему не скорректировал тему или не заставил автора написать еще несколько новелл об ином типе женщин, нежели большая часть героинь книги? Почему не приказал сказать хотя бы несколько содержательных слов о том, что «базовые ценности менталитета» меняются? Пусть «медленно, но тем не менее меняются»?

Основные героини — это женщины, затюканные жизнью, системой, менталитетом, привычками, воспитанием и т.п. Женщины, не способные быть самостоятельными, состоятельными и благополучными. Женщины с больным духом. Если проще, то истории либо женщин, положивших жизнь на обслуживание не уважающих их мужчин, либо проституток. Истории, по каждой из которой можно снять либо «мыльную оперу», либо «чернушный» документальный фильм, обнажающий современные нравы, монетизировавшие не только тело, но у дух, и душу.

И ни одной женщины, успешной не «любой ценой» (как говорит автор в главе про юных сегодняшних проституток), а трудом, профессионализмом и состоявшейся, реализовнной любовью. Ни одной матери, гордой своими детьми. Ни одной счастливой.

Единственная позитивная героиня книги, которая запомнилась (признаться, жаль времени перелистывать книгу в поисках другого, не отложившегося в памяти позитива) — 90-летняя Сима, сумевшая обустроиться в народившемся капитализме. Но это не тот типаж, который способен вызвать ощущение перспективы, возможностей и надежд. Она скорее «по-улицки» (от Улицкая) курьезна.

Неужели автору настолько тяжело живется, что она не видит вокруг личностно и социально состоятельных женщин, живущих благополучной здоровой (в первую очередь ментально) жизнью, женщин, счастливо любящих и счастливо любимых?

А если видит, почему не показывает в книге, претендующей на очерк положения женщин в современном российском обществе?

Так или иначе, по какой-то причине автор ограничился чернухой, полностью проигнорировав иные стороны, иные проявления русской вагины. Русская вагина Анны Яковлевой несчастна, затюкана, безнадежна. Так вот, моя вагина с этим не согласна! Она отнюдь не затюкана. Она уважаема и социумом, и мной, и самой собой, и ее (моим) мужем. Она достойна, самостоятельна, самодостаточна, благополучна, здорова, любима искренне и безболезненно и т.п., как и вагины огромного количества современных женщин.

Анна, почему вы не записали монологи счастливых? Монологи устроенных и социально состоятельных? Монологи душевно и духовно здоровых?

Если это не входило в задачи вашей книги, отредактируйте, пожалуйста, предисловие для других переизданий, потому что тогда вы неверно выразили считываемую заинтересованной и подкованной читательницей цель книги (а она считывается как исследование). И измените название на «Монологи затюканной русской вагины», что ли, ну или с каким-нибудь другим эпитетом, уйдите в заголовке от обобщения, воспринимающегося как претензия на очерк жизни и нравов всех русских вагин...

Хотя... Хотя я могу понять редактора, который поставил к книге такую достойную аннотацию. Исследование «нон-фикшн» проще продать, чем сборник рассказов о несчастных бабских судьбах. А налет нон-фикшн в книге, безусловно, есть. Книга написана высокоинтеллектуальным языком, понимание которого, во-первых, привлечет к нему платежеспособных женщин, во-вторых, польстит простым читательницам, которым приятно будет почувствовать себя умными не в ущерб ощущению причастности, вызываемому схожестью судеб собственных и судеб героинь...

FacebookTwitterOdnoklassnikiLiveJournalSkypeVKShare