«Домой, к родному пепелищу…»

В январе 2000 года я писала в «Комсомольской правде» на Алтае про вынужденную переселенку из военной Чечни. Пожилая женщина просто и обыденно рассказывала о страшных вещах. Материал назывался «Русская женщина работала на чеченцев за кусок хлеба».
Женщина очень хотела вернуться домой. И я организовала акцию по сбору средств ей на билет на поезд. Мы отправили Зою Борисовну Коростелеву  домой.

И вот продолжение истории.

«Домой, к родному пепелищу…»

Несколько месяцев назад «Комсомольская правда» на Алтае» публиковала рассказ о беженке из Чечни Зое Коростелевой, которая жила тогда у брата в Барнауле («Русская женщина работала на чеченцев за кусок хлеба», «КП» на Алтае» за 14 января 2000 г.). Зоя Борисовна рассказывала тогда страшные вещи о жизни в «суверенной республике Ичкерия», о феодализме, царившем там. А еще обмолвилась, что ждет — не дождется  того дня, когда вернется домой, в пригород Грозного Черноречье.

После этой публикации корреспондента «КП» на Алтае» много спрашивали, зачем вообще нашей героине ехать в разгромленную Чечню? Почему не остаться жить на Алтае?

А зачем остались жить в землянках жители сгоревшей в лесном пожаре три года назад деревни Малая Речка? Вопрос риторический…

Но, как оказалось, гнала Зою Борисовну «с милого севера в строну южную» не только тоска по дому, но и необходимость. Жила она у брата, у которого и без нее в трехкомнатной квартире было шесть человек – он сам, жена, их дочь с двумя детьми и восьмидесятилетняя больная бабушка. Родственники приняли Зою Борисовну хорошо, но когда она заболела (подскользнулась, выходя из трамвая, и сломала ребра) и слегла на полтора месяца, начались проблемы. К тому же жила переселенка на иждивении у брата – не получала пенсии. Получить свое жилье, оформить прописку и, следовательно, получать пенсию в Барнауле у Зои Коростелевой возможности не было. Ни родственники, ни миграционная служба помочь ей не могли. Более того, миграционная служба, несмотря на то что это положено по закону, не могла даже оплатить переселенке дорогу в Грозный, где у той осталась хорошая двухкомнатная квартира.

«Комсомольская правда» на Алтае» организовала акцию. С помощью добрых людей мы купили Зое Коростелевой билет до дома. Весной она уехала. Недавно мы получили от нее письмо. Передано оно было в Россию с оказией. По почте письма из Чечни до нас не доходят.

«Здравствуйте! Пишет вам ваша подопечная Зоя Борисовна Коростелева.

Доехала я хорошо. Приехала – дом цел, вернее мой подъезд и квартира. Правда, нет окон, разбиты двери и стены, но жить можно. Сосед сохранил от мародеров то, что осталось от боевиков. Они забрали все продукты, новое белое белье. Газа не было, воды и света тоже. Но помогли соседи – у них печки в доме. Знакомая чеченка дала 3-литровый термос, и соседи каждый день наливали мне кипяток. Я заваривала лапшу и чай. Иногда у них ела, что и они. Так что мир не без добрых людей.

Город и наш поселок разбиты, у нас нет ни одного дома целого. Уже холодно, закрываю окна пленкой, бумагой. Есть сейчас газ, зажигаю все горелки, так и греюсь. Если не отключат, то выживу. А то придется уехать на время. Насовсем пока поехать некуда, да и невозможно вывезти вещи.

МЧС и «Красный крест» не очень заботятся, гуманитарку не получала, только записалась. Дают хлеб 12 дней в месяц старикам, кому за 65, а мне 67. За водой ходим в лес далеко. Воду привозят в бочках и продают, но нет денег. Надо 4 ведра, это 3 рубля. Да и неизвестно, где эту воду берут и какая бочка. Можно заболеть. А у меня и так болячек полно, до сих пор бок болит (что ребра ломала).

Как я вам благодарна! Не забуду вашу доброту и тех людей, что мне помогли. Если не вы, мне было бы трудно. Передайте через газету мою благодарность добрым людям, что отозвались на чужую беду. Обстановка, как говорят, сложная, и жить здесь небезопасно, стреляют, кругом посты. Очень тяжело…

С уважением, Зоя Борисовна.»

 

FacebookTwitterOdnoklassnikiLiveJournalSkypeVKShare