Способны ли дети к эмпатии и что о ней нужно знать родителям?

#натальякалашникова

Моя статья для ЁжикЁжика: https://ezhikezhik.ru/reviews/sposobny-li-deti-k-empatii
Здесь размещаю нередактированный вариант текста.

 

Мир меняется. Если раньше говорили о том, как ребенок “себя ведет” и о том, “воспитанный” он или “невоспитанный”, то сейчас фокус сместился с внешнего восприятия (поведение) и внешнего руководства (воспитанность) на внутренние качества и на свойства личности. Сейчас говорят о том, что ребенок “эмпатичный” или “лишен эмпатии” (кем лишен, кто так постарался?), или “не способен к эмпатии”. Причем относят эти фразы к совсем еще малышам — 2-3-леткам.

Способны ли дети к эмпатии и что о ней нужно знать родителям? - слайд 1
© Фото: starkov.su

Часто апелляции к эмпатии (точнее, упреки в “неэмпатичности”) возникают в неожиданных местах — на детской площадке в момент детской ссоры или когда малыш в истерике ведет себя агрессивно, или когда толкает маму или бабушку под руку, чтобы привлечь их внимание к себе. То есть в тех ситуациях, когда малыш что-то делает, не просчитав последствия своих действий — имеются в виду негативные последствия для других людей. Иногда в неэмпатичности упрекают ребенка ( и не только ребенка), который не хочет поступиться своими интересами ради блага другого человека.

Но это не про эмпатию. А что про эмпатию?

Что такое эмпатия на самом деле?

Эмпатия буквально означает «со-чувствование», мы как бы присоединяемся к чужому переживанию и понимаем, что ощущает другой. В ней может совсем не быть предугадывания или предвосхищения, особенно если речь идет о маленьких детях.

Эмпатия – это способность сопереживать, разделять чувства другого человека, не теряя при этом контакт с самим собой, хотя в литературе встречаются полярные трактовки от полного погружения в эмоции другого человека до логического отстраненного понимания чужих чувств.

Поскольку эмпатия – процесс эмоциональный, чувственный, то ее развитие начинается в раннем возрасте (дошкольном), т.к. именно этот возраст очень плотно насыщен переживаниями и именно в этот период закладывается база для развития эмоциональной компетентности.

От чего зависит развитие эмпатии у ребенка?

На вопросы отвечает психолог Лиана Натрошвили:

Формирование эмпатии зависит как от врожденных факторов, обусловленных строением мозга ребенка, так и от средовых – от того, как удовлетворяются потребности ребенка, насколько он вовлечен в общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми.

— Что происходит в головном мозге?

— Считается, что за эмпатию и сопереживание у человека отвечают зеркальные нейроны. Система зеркальных нейронов позволяет через совокупность наблюдаемых состояний и признаков отобразить ощущения другого человека. Особенно явно это происходит при сильных впечатлениях – когда кого-то бьют у нас на глазах, когда кому-то становится нехорошо… Исследования показали, что у переживающего какой-то опыт человека (укол булавкой, удар током) и у наблюдающего активизируются одни и те же зоны мозга.

— Как это привязано к возрасту детей?

— Эмпатийные предпосылки в работе головного мозга регистрируются у детей, начиная с возраста 12 месяцев. На втором году жизни мы видим примитивную форму эмпатии – имитацию. Ребенок активно подражает родителям. Поднимаясь далее по уровням, мы переходим к более сложным эмпатическим проявлениям, таким, как способность поставить себя на место другого в пространстве и в эмоциях. Далее эмпатия становится более логичной, ее подкрепляет мышление.

— Бывают ли дети, не способные к эмпатии?

— Да, обычно это дети с расстройством аутичного спектра, дети с психопатией, а также некоторые их детей, имевших ранний опыт заброшенности, запущенности или плохого обращения в раннем возрасте.

— Как среда и родители влияют на формирование эмпатии у детей?

— Родители оказывают существенное влияние на развитие эмоциональной компетентности ребенка. Для того, чтобы ребенок смог стать эмпатичным, ему важно сперва начать узнавать и понимать свои эмоции, а это происходит только в контакте со значимыми взрослыми, которые отвечают на проявления малыша и помогают ему лучше узнать себя.

Как вызревает эмоциональная компетентность?

Дебора Макнамара в книге «Покой, игра, развитие» выделяет  пять шагов к эмоциональной зрелости ребенка:

  • выражение эмоций,
  • называние,
  • чувствование,
  • смешивание,
  • рефлексия.
  1.   Выражение эмоций – создание таких условий для ребенка, в которых он может свободно и безопасно выражать все, что происходит внутри. Это непросто, т.к. мы все сталкиваемся с неприятием чувств и часто нам тяжело выносить сильные чувства наших детей.
  2.   Называние – это способность родителей или других взрослых понять, что чувствует ребенок, и дать этому имя. Например, когда малыш кричит, мама может предположить, что он зол или обижен и дать ребенку название для этого переживания.
  3.   Чувствование – это когда ребенок уже в состоянии сам понять, что с ним происходит. Он уже не ждет взрослых, чтобы получить от них интерпретацию, – он сам понимает, что ему грустно, тревожно или стыдно.
  4.   Смешивание – по мере развития мозга дети начинают испытывать более сложные чувства, многокомпонентные. Если маленький ребенок может вместить только одно чувство за раз, то ребенок более зрелый может смешивать разнонаправленные импульсы.
  5.   Рефлексия – это способность смотреть внутрь себя, понимание своих импульсов и способность подчинить их намерению.

С чем не надо путать эмпатию?

  • Предупредительная вежливость  - не эмпатия. Вежливость может быть вызвана эмпатией (“старушке трудно стоять, жалко старушку, пусть сядет, а я постою), но может быть и просто результатом воспитания — старушкам уступают место чаще не потому, что сочувствуют им, а потому что так принято. Эмпатия — это когда со-чувствие идет изнутри, переживается ребенком как свое чувство или своя эмоция, а не потому, что в ребенке сформированы правила хорошего поведения.
  • Умение просчитывать, какие чувства вызовут результаты своего поведения, и “не делать плохо” (не толкать маму в бок, когда она пьет чай, чтобы привлечь ее внимание). “Я не хочу делать ей больно”, — это может быть вызвано эмпатией, но у эмоционально зрелого осознанного человека, не у ребенка.
  • Отказ от своего удобства ради чужого комфорта. Такое поведение может быть оправдано в особых случаях, когда человеку нужна помощь (мать не спит у постели больного ребенка, дочь забирает к себе стареющих родителей, чтоб заботиться о них, отдавая им свою спальню, а свою постель перенося в общую комнату), но это не может быть нормой жизни. К сожалению, очень часто требование проявить эмпатию сопровождается продавливанием личных границ человека. Принуждение ребенка к жертвам ради другого человека никакого отношение к формированию эмпатии у ребенка не имеет.

Как эмпатия проявляется у малышей?

У малышей эмпатия чаще всего проявляется в “заражении эмоциями” (один плачет, и другим надо, все смеются, и мне надо) и в жалости.

Все хорошее растет изнутри наружу

Важно, чтобы ребенок проявлял сочувствие по собственному побуждению, а не из страха или научения, что так правильно. Мы часто просим детей извиняться или сочувствовать другим («пожалей киску», «смотри как ляле больно»), но если ребенок еще не способен сопереживать, это может сместить его локус контроля вовне и в дальнейшем он будет опираться не на собственные чувства и оценки, а не внешние.

МОЙ ПРОФИЛЬ В ЁЖИКЁЖИКЕ:
https://ezhikezhik.ru/user/9551

 

FacebookTwitterOdnoklassnikiLiveJournalSkypeVKShare