Третий месяц детсада: «Мама, не уходи!»

Часть 2. Строим мостики и протягиваем ниточки.

Первая часть: Адаптация продолжается: про рутины, ритмы и ритуалы
Все статьи об адаптации к детскому саду: http://journ.shotlife.ru/?page_id=726

287Два с лишним месяца детского сада позади. Воспитатели говорят, что все хорошо, ребенок адаптировался.
Но ребенок снова плачет по утрам в раздевалке, цепляется и просит: «Мама, не уходи!»
Как уйти, оставшись с ребенком?

Это естественно и нормально, что маленькие дети скучают по родителям, когда тех нет рядом. Даже если вокруг все хорошо, было бы лучше, если бы здесь была еще и мама... А если еще в саду ребенку не нравится…

Нам с дочкой помогают несколько простых приемов перекрывания расставания. Эти приемы протягивают между нами ниточки в течение дня и строят мостики к другому берегу – к вечерней встрече.

  • У дочки в шкафчике в саду лежит фотография – на ней мы с ее отцом. В первые дни воспитательницы разрешали посмотреть фотографию в любое время, когда ей становилось грустно. Сейчас девочка смотрит маму и папу, когда переодевается на прогулку и на физкультуру. Она ждет этих моментов и успокаивается.
  • На тихом часе дочка спит со своим любимым Пушком-Кисюком, с которым раньше спала дома. Детям сейчас разрешают брать в сад свои игрушки. Одно время дочка брала свои игрушки и в группу. Но потом перестала так делать. По ее объяснениям я поняла, что ее раздражает отсутствие интимности в утешительной игре с любимым пупсом из дома, — все время кто-то смотрит на нее. Но многие дети в группе играют со своими личными игрушками.
  • Когда дочке утром совсем грустно, я предлагаю ей надеть в садик любимое платьице. Она радуется. Вообще-то, когда оно не на ней и не в стирке, оно всегда лежит у меня в сумке. И я его достаю, когда вижу, что ей по приходу в садик слишком не по себе. Вот она потухает, становится вялой, отворачивается…  Я говорю: «Я взяла твое платье с пятнышками, хочешь его надеть?» Она кивает и веселеет. Платьице любимое, оно греет.

Очень удобно, когда приход в садик и уход из него привязаны к режиму дня. 

  • В садик мы приходим к утренней зарядке. Я переодеваю девочку, мы ждем других детей и вместе спускаемся в спортзал, там она меня целует и убегает заниматься.

Приход к любимой «активности»  помогает ограничить время прощания и избавляет дочку от одинокого захождения в группу, которое ей морально тяжело дается. И зарядка занимает ее, не давая погрузиться в переживания из-за расставания с мамой.
В понедельник мы приходим позже (пока у меня есть такая возможность) – к физкультуре после завтрака. Процесс тот же – переодевание и проводы до спортзала. Но лишний час времени с мамой вдохновляет и радует девочку в первый день новой садичной недели.

  • Забирать дочку я стараюсь тоже с привязкой к чему-то, что формирует ее режим и ее садичное время. Сначала забирала после обеда, потом после полдника. Сейчас забираю с вечерней прогулки. Последние дни вечером дети не гуляют, и дочке стало трудно – ее время проходит в ожидании без каких-либо разбивок на интервалы, она начинает ждать меня сразу после полдника… Думаю, что надо начинать оставлять ее до ужина. Ужинать не обязательно в саду, но можно уходить домой, когда другие идут на ужин.

Временная определенность прихода позволяет детям жить, — играть, общаться, заниматься, не погружаясь в непрерывное ожидание. А поскольку с определением времени у малышей еще сложности, для них время измеряется делами, — едой, сном, занятиями, прогулками и прочими пунктами режима.

Ритуалы прощаний и встреч дают ребенку возможность настроиться на садик утром и переключиться, расслабиться вечером.

Например, часть дороги в садик я несу дочку на руках, и в садик заношу на руках. Она вжимается в меня, я прижимаю ее, — мы «напитываемся» друг другом. Переодеваю ее утром сама, ей это важно. Есть у нас «ближняя» дорога к садику, есть «дальняя». Дальняя дольше всего на пару минут, но у девочки остается ощущение, что она больше времени проводит с мамой. Вечером, после переодевания и выхода из сада, я ее подкармливаю – даю пряник или шоколад. Когда было тепло, она ела пряник на детской площадке рядом с садом, сейчас она ест шоколад на ходу. Связка «мама-сладость» еще не успела разрушиться со времен кормления грудью, и девочка расслабляется, иссасывая кусочек шоколадки.

  • Когда дочка выбегает ко мне из группы, я обязательно крепко обнимаю ее и активно показываю ей радость от встречи, гляжу ей в глаза, улыбаюсь, говорю, что соскучилась по ней.
    Если девочка не отвечает мне своей радостью или не льнет ко мне, а вырывается, балуется или отворачивается, значит, что-то сегодня ее очень напрягло, и ее нужно будет «разговорить». Последний раз стрессовым моментом было то, что воспитательница заставляла ее есть то, что она не любит и есть не может. На следующее утро был разговор с воспитательницей.
  • А еще утром мы, заходя в ворота сада, говорим: «Здравствуй, садик!» А вечером с садиком прощаемся: «До свидания! Мы еще придем! Жди нас завтра!»
    Это, конечно, не про расставание с родителями. Но «мостики» между ребенком и детсадом тоже полезны.
  • Если малышка вечером никак не может расслабиться – буянит, бесится, неестественно смеется, вырывается, не держит контакт глаз, я ее мну – замешиваю из нее тесто. Катаю по кровати, разминаю, разглаживаю, потом делаю калачик и закутываю в теплый плед – «ставлю в духовку». Или заворачиваю в одеяло, как младенца, — в кокон. И потом этот кокон обнимаю…
    Помимо того, что это само по себе сильное регулирующее и расслабляющее упражнение, игра в «тесто» или «калачик» — это активный и очень теплый телесный контакт, восстановление эмоциональной связи между мной и ребенком и ее доверия к маме.

Хорошо бы сделать «калачик» или «заверни меня, как младенчика» вечерним ритуалом, но от меня эти игры требуют сосредоточенности на ребенке и хорошего расположения духа, а это не всегда есть (я тоже человек, иногда устаю, иногда сержусь, иногда нездорова). Поэтому «тесто», «калачик» и «младенчик» делаются только при необходимости или под настроение.

А в ход идут другие способы восстановления эмоциональной близости, компенсирующие малышке день без мамы. Я говорю «без мамы», потому что мы с девочкой живем вдвоем, но в полной семье, конечно, разделение с папой тоже хорошо бы перекрывать.

  • Совместные дела.

Мы с дочкой можем вместе приготовить ужин, вместе прибрать на кухне или в комнате, вместе заправить и запустить стиральную машину, вместе разложить по местам высохшее белье. Вместе накрыть на стол перед ужином и вместе убрать со стола. При этом я подчеркиваю, что мне нравится делать дело вместе с ней.

  • Игры с ребенком. Не всегда есть время и настроение играть, но… Мы играем в словесные игры по пути из сада домой. То она прыгает всю дорогу вокруг меня и лает – изображает щенка. А я должна удивляться, кто тут лает, а потом узнавать и радоваться – так это же щенячий патруль! Главное, искренне радоваться. То она гуси-лебеди, уносит воображаемого Ваню, а я Маша должна за ней бежать… Не всем подойдет такой формат игр. Но когда есть настроение, такие игры сразу после садика очень помогают восстановить тепло между нами.

На днях дочка разлаялась в автобусе, в котором мы ехали из садика домой. Люди начали оглядываться, она начала играть на публику. Пришлось предупредить щенячий патруль, что лаять надо шепотом, потому что по правилам собак в автобусах надо перевозить в намордниках и на поводке, а у тебя же нет намордника. Поэтому надо лаять тихо-тихо, чтобы никто не понял, что я везу щенков.

  • Совместный ужин. Если ребенок просит покормить ее, я кормлю ее с ложечки. Это действует на малышку успокаивающе.
  • Чтение с рассматриванием картинок в книжке перед сном.
  • И наша с дочкой гениальная идея – засыпание под мамин голос. Я записала на диктофон в мобильном телефоне любимые девочкины сказки своим голосом. И сказки в моем исполнении ей намного интереснее и дороже, чем самые красивые аудиосказки, скачанные из интернета. Иногда она просит включить «сказки в телефоне» за завтраком перед садиком. Я включаю.
  • По утрам после того, как я разбужу дочку, мы немного вместе лежим в обнимку, а потом вместе завтракаем. Это позволяет мне «напитать» ребенка собой перед разлукой.
  • А когда мы едем в садик, я рассказываю ей, что мы будем делать с ней вечером, чтобы она думала не о том, что она сейчас расстанется с мамой, а о том, что когда она с мамой встретится, будет любимый кекс, который мы испечем вместе. Получается своеобразный мостик к будущей встрече.

Наверняка у вас есть свои моменты, сближающие вас и ребенка в течение дня друг без друга. Вспомните эти моменты, помогите малышу не терять внутренней связи с вами в разлуке. Детсадовец еще мал, придет время, и ребенок сам уйдет от вас, а сейчас вы ему нужны, как воздух.

ЧИТАТЬ БОЛЬШЕ:
Чем будет украшать ёлку баба Яга?
Скандал отменяется: как увести ребенка с детской площадки домой без боя
Детский сад: адаптация для матери
Второй месяц детского сада, вторая волна слез
Мои материнские сокровища
Какого рода девочка?

Подруги, большей частью мой детсадовский проект — волонтерский. Я получила авторское вознаграждение только за одну из статей (не за эту). Между тем я вижу, что тема актуальна, при перепостах в соцсетях мне говорят спасибо.
Если вам тоже хочется сказать мне спасибо и хочется поддержать меня, можно сделать это так:
Сберкарта: 5469640012380560
Яндекс-кошелек: 410013534128183
Пэйпал: ya.futumama@yandex.ru

FacebookTwitterOdnoklassnikiLiveJournalSkypeVKShare