Почему я не учу свою дочь читать. Одна (но очень важная) причина

Достаточно холиварный (судя по дискуссиям в соцсетях) текст для ЁжикЁжика: https://ezhikezhik.ru/reviews/pocemu-a-ne-ucu-svou-doc-citat-odna-no-ocen-vaznaa-pricina
Здесь публикую нередактированный вариант текста.

Моей дочери 5, и я НЕ учу ее читать!

Моей дочери недавно исполнилось 5. Она еще не читает сама. И я ее не учу. Почему? Я хочу, чтобы она сама, самостоятельно освоила такое большое, значимое, мощное, жизнеобразующее действо, как чтение. Я хочу для нее этот опыт. Я считаю очень важными для ребенка собственные победы, свершения и успехи, “из свершений и достижений сделаны наши девчонки”. Еще я считаю, что нормативный ребенок, когда приходит время, в благоприятной обстановке сам осваивает и чтение, и письмо, и счет.

Почему я не учу свою дочь читать. Одна (но очень важная) причина - слайд 1
Фото: Unsplash.com

Что такое благоприятная обстановка?

Это отсутствие насилия в семье. Это внимание к ребенку и забота о нем. Это книги в доме и читающие родители. В том числе читающие ребенку вслух. Это возможности для свободной игры у ребенка. Это просто нормальная семья.

Зачем ребенку собственные свершения и достижения?

Странный вопрос, не так ли?

А именно этот вопрос — ключевой. Значительная часть методик раннего развития и вообще в целом отношение к развитию детей (за не самыми распространенными исключениями) построены на работе на опережение. У ребенка тренируют базовые и прочие навыки за какое-то время до их естественного возникновения. Результаты хорошие (у нейротипичных детей они и не могут быть иными), и значит, система верная. Логично? Но…Оставим в стороне то, что это не логика, это силлогизм.

Вот список “но”, касающихся детей:

  • У ребенка в зародыше убивается мотивация. Ему предлагают что-то до того, как в этом возникла собственная потребность.
  • С мотивацией убивается и собственная жажда познания. Ребенок не успевает захотеть узнать и научиться. Ребенок привыкает, что знания — это дается кем-то извне.
  • Ребенку не дают ощутить радость открытий. У ребенка не происходит мощного взрыва мозга, когда, например, непонятные знаки вдруг наполняются смыслом и складываются в целый новый дивный мир.
  • Ребенку не дают ощутить себя большим и сильным. потому что он сам научился тому, что умеют самые главные взрослые — родители.
  • Ребенок лишается изрядной доли радости от победы, потому что победа получается не полностью его.

А ребенок точно научится?

Говорит психолог, гештальт-терапевт Екатерина Швигоренко:

  • Если мы говорим об обычном, нейротипичном ребенке, в жизни которого не происходит серьезных стрессов, – да, он точно научится! И яркий интерес, скорее всего, проявится именно в период 5-6 лет. Это время наибольшей чувствительности к процессу чтения или, словами советского психолога Л.С.Выготского, «сензитивный период для развития способности к чтению». Во время сензитивных периодов ребенок быстрее всего овладевает навыками. То есть можно потратить год на обучение чтению четырехлетки или просто быть рядом с пятилетним ребенком и поддерживать его стремления и удовлетворять любопытство – итог будет одинаковым.
    При этом нужно помнить, что границы сензитивных периодов очерчены приблизительно, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны. Главное, причем не только в чтении, а и в развитии ребенка в целом, быть внимательным к нему и его проявлениям, замечать интересы и отвечать на них.
    Развитие навыка чтения у детей с особенностями имеет свои отличия. При расстройствах аутического спектра может быть диагностирована гиперлексия, которая иногда кажется родственникам признаком гениальности. В то же время существует дислексия, которая проявляется специфическим расстройством чтения.

Как следовать за интересом ребенка и, в результате, знакомить нормативного ребенка с чтением? Мой личный опыт

  1. Я отвечаю на все вопросы дочки о буквах (или на почти все) и словах. Иногда это непросто. Но я стараюсь.
  2. Я радуюсь вместе с дочкой, когда она находит где-то какие-то знакомые буквы и активно мне их показывает. Круглую букву “о” она начала выделять и искала везде в течение нескольких недель в возрасте около 2 лет. В 3 года она везде находила буквы “а”, “м” (мама), “п” (папа) и “л” (первая буква ее имени).
  3. Я пишу то, что она просит, и она “рисует” буковки по образцу.
  4. Дочке было 2,5 года, когда она спросила: “Мама, а что ты сейчас читаешь?” — имея в виду место в книге. Я взяла какую-то палочку-указку и начала следить за строчками в книге. Так мы и читаем через раз до сих пор.
  5. У нас есть кубики, пазлы с буквами. Они предпочтительнее, чем просто карточки, потому что предполагают еще какую-то дополнительную игру, причем игру “руками”. Из кубиков можно, например, построить “д-о-м” и по горизонтали, и по вертикали. А в “п-а-р-о-в-о-з”е можно еще и “катать” маленькие игрушечки из киндер-сюрпризов. А пазл — сама по себе увлекательное и любимое развлечение. Почему игра с буквами — это хорошо? Потому что игра — основной способ познания мира и усвоения информации у маленьких детей.
  6. Когда у меня есть время и у нас обеих есть настроение, мы лепим буквы и слоги (а сейчас и слова) из пластилина. Правда, это непросто. Детские ручки не всегда могут сделать уголок в “а”, “л”, “м”. А если уголок все же получается, оказывается, что хвостики (ножки) разной длины… И вообще буковки получаются разного размера и разной толщины. Поэтому занятие это нервное. Но мы справляемся.
  7. Когда дочка “разбирает буквы” и требует моих восторгов по поводу того, что у нее получается, я бурно радуюсь и хвалю ребенка.
  8. НО. Я не занимаюсь с ней специально. Я не говорю ей, когда она просит что-то прочесть: “Читай сама”. Я не убеждаю ее попробовать еще раз, когда она разбирает буквы в каком-то слове и не может понять слово, и если она просит подсказать. что это за слово. я спокойно подсказываю, прочитывая слово по слогам и следя за буквами карандашом и пальцем. Я не усаживаю ее за книги, чтобы она пробовала читать. Все, что я делаю, я делаю по ее запросу!

И все-таки, что моя девочка умеет сейчас, в 5 лет и почти месяц?

Она знает буквы, она складывает слова из букв из пазла-азбуки. Она с интересом разбирает буквы в надписях, но сложить их в слова пока не может. Но даже если попросит меня помочь, и мы разберем слово, соотнести его со словом из своей речи — непосильная пока задача.

Она пишет мне письма и подписывает рисунки. Она подписывает открытки, которые сама делает, своим и моим подругам на дни рождения.

Ксати, я наблюдаю за этим и вижу чистое “фонематическое письмо” с гениально пойманным правилом, согласно которому говорим “и”, пишем “е”. Например, Гарри (который Поттер) у нее “Гае”. Или она все-таки пишет “е”, потому что говорит “и краткое” и ищет, как записать? Надо спросить.

Говорит игровой педагог Женя Кац:

  • Многие дети начинают писать раньше, чем читать. Им интересно преобразовывать мир, создавать что-то свое. Их завораживает то, что они оставляют след в этом мире. Я считаю, детей надо в этом поддерживать. Для них процесс письма, когда они приходят к нему сами, по своему желанию, наполнен глубоким смыслом. Личным смыслом.

В три дочкиных года мне понадобилось взять какую-то справку в какой-то конторе, я пришла с ребенком. Беседую с чиновницей, дочке дали бумажку и фломастер. И она вдруг говорит: “Мама, папа. Я тут написала.” Чиновница хлесть в обморок. Я хлесть в неменьший обморок. Смотрим, написано печатными буквами “МА ПА”. “Она у вас в 3 года умеет писать?!” — “До этой минуты я считала, что нет!” С тех пор, уже два года, она пишет постоянно.

Думаю, с чтением будет так. В какой-то момент она возьмет в руки любимую на тот момент книгу — и в голове что-то сомкнется, и она вдруг увидит слова, наполненные смыслом.

Я хочу, чтоб она пришла к этому сама. Я предвкушаю, как она будет радоваться и как будет гордиться собой. Я не учу ее читать, потому что хочу, чтобы она пережила эту радость — радость самостоятельного открытия и свершения.

МОЙ ПРОФИЛЬ В ЁЖИКЁЖИКЕ:
https://ezhikezhik.ru/user/9551

 

 

FacebookTwitterOdnoklassnikiLiveJournalSkypeVKShare