Стать реально существующим. О детях — жертвах насилия

Для проекта Насилию.Нет подготовила статью о том, что такое токсичная (дисфункциональная) семья, как помочь ребенку в обретении собственной цельности и восстановлении его личных границ. «По данным МВД России, из 4 миллионов человек, совершавших насилие в семье, только 205 тысяч являются людьми с неустойчивой нервной системой, 400 тысяч – алкоголиками, 40 тысяч – психически больными, а подавляющая часть – 3,35 млн – это «нормальные, уважаемые люди»».

Постоянная ссылка: http://nasiliu.net/stat-realno-sushhestvuyushhim-o-detyah-zhertvah-nasiliya/

Жизнь в токсичной семье – это постоянное разрушение личности ребенка. И после развода один из основных моментов — это помощь ребенку в обретении собственной цельности и восстановлении его личных границ.

Что такое токсичная (дисфункциональная) семья?
Это семья, где кто-то из родителей (или оба) пьет.
Семья, где папа унижает маму (кричит на нее, обзывает ее, говорит с ней пренебрежительно, говорит о ней гадости детям, не разговаривает с ней вообще, бьет ее).
Это семья, где унижают самого ребенка, в том числе бьют его и проявляют сексуальный интерес к его телу.
Это семья, где пренебрегают безопасностью, здоровьем, базовыми потребностями ребенка.

Цельность личности — это собственное ощущение ребенка, что он есть, он существует.
Это уважение к ребенку, принятие его, признание его успехов.
Личные границы — это понимание, что твое, а что не твое, как с тобой и другими можно, а как нельзя.

В токсичной среде ребенок усваивает, что с ним можно по-всякому (= будущая жертва насилия).
Или что с другими можно по-всякому (= будущий насильник).
И что это норма жизни (= собственная дисфункциональная семья).

Говорит Алена Ельцова, директор женского кризисного центра «Китеж»:
— Дети — свидетели и жертвы насилия имеют особенности поведения. Самые распространенные —  это немотивированная агрессия к другим детям и даже взрослым, излишне шумное, демонстративное поведение или, наоборот, «застывание», в подростковом возрасте попытки уйти из дома или покончить с собой (выйти из окна). Бывают проблемы коммуникации — ребенок «не слышит» взрослого, избегает встречи глазами. Ребенок может бить кукол, бить или мучить или домашних животных, царапать себя, портить вещи, громить или ломать игрушки.

Как работать с такими детьми? Как можно им помочь?
Алена Ельцова:
— Мы применяем несколько направлений помощи детям.
Арттерапия.
Уход за животными.
Социализация: взаимная забота детей друг о друге, в том числе старших детей о младших, одобрение способностей и индивидуальности каждого ребенка.
Эмоциональный и тактильный контакт с мамой вплоть до выделения отдельного времени у мамы на ребенка: полное принятие ребенка, объятия.
Сенсорная терапия и тактильные упражнения, в том числе массажи и ванна, бассейн, душ.
Важный момент: ребенок-свидетель может чувствовать себя «невидимкой», когда от него не зависит ничего. Все перечисленное поможет ему почувствовать себя реально существующим.

Восстановление детей после спасения из токсичной, опасной среды и само спасение осложняется тем, что в нашем обществе стыдно быть жертвой насилия, и тем, что очень многие считают, что неблагополучными могут быть только маргинальные семьи.

Опыт работы женских кризисных центров, групп по защите прав женщин и детей показывает, что дисфункциональные семьи есть во всех социальных и имущественных слоях.

По данным МВД России, из 4 миллионов человек, совершавших насилие в семье, только 205 тысяч являются с людьми с неустойчивой нервной системой, 400 тысяч – алкоголиками, 40 тысяч – психически больными, а подавляющая часть – 3,35 млн – это «нормальные, уважаемые люди».

Говорит Мари Давтян, адвокат, соавтор законопроекта о профилактике семейного насилия:
— На моей практике за защитой от домашнего насилия обращаются женщины (чаще всего с детьми) из совершенно разных слоев населения, имеющие разный достаток. При этом женщины, имеющие высокое положение в обществе или высокий материальный достаток, дольше решаются обратиться за помощью и реже желают обращаться в правоохранительные органы, так как боятся стигмы.

Стигматизация жертв насилия приводит к тому, что от детей, даже если они были свидетелями насилия или сами подвергались ему, часто скрывают правду о разводе родителей, потому что «нехорошо наговаривать на отца» или «пусть поскорее забудет». И к тому, что женщины нередко сомневаются, расставаться с домашним тираном или нет, из-за того, что им стыдно.

Почему важно сообщать ребенку настоящие причины развода?
Говорит Наталья Шашкова, психолог:
— Семья для ребенка является первым институтом социализации. Условия развития  ребенка определяются отношениями членов семьи друг с другом, структурой семьи в целом, внешними влияниями на семью и возможностями пре­одоления проблем.
Если отношения между матерью и отцом ребенка распались по причине дисфункционального поведения одного из родителей, то ребенок попадает в сложную ситуацию: он любит дисфункционального родителя, но в результате его поведения попадает под психотравмирующее воздействие, что приводит к снижению нормальной адаптации к жизни у ребенка.
В ситуации, когда ребенку существующее положение вещей объясняют неправдиво (пресловутый папа-летчик), то у ребенка формируется когнитивно искаженное мировоззрение, к которому может добавиться  искажение эмоциональной сферы. Развитие ребенка  в таких условиях приведет  к формированию определенного стиля поведения, который будет непросто скорректировать во взрослом возрасте.

Конечно, родитель, оставшийся с ребенком, имеет право дать свою оценку причин происходящего, в том числе с учетом возраста ребенка, уровня его психологической развития, его особенностей.

Что самое главное при восстановлении ребенка после жизни в токсичной атмосфере?
Наталья Шашкова:
— Разрыв отношений между родителями является для ребенка психотравмирующей ситуацией. Любая травма в первую очередь нарушает у человека чувство базовой безопасности. Если развод родителей повлек за собой переезд, ухудшение материально-бытовых условий, психологические проблемы у оставшегося с ребенком родителя, то чувство базовой безопасности у ребенка нарушается сильнее.
Первичные действия в этой ситуации – создать для ребенка безопасное пространство, где признаются его чувства и потребности и есть предсказуемость происходящего.
В первую очередь это достигается через усилия по стабилизации своего состояния того родителя, который живет вместе с ребенком; режимом дня и помощью в налаживании социальных контактов с внешним миром у системы «родитель-ребенок».

The Brooklyn Reader.

ЕЩЕ О ПОМОЩИ ДЕТЯМ:
8 способов помочь ребенку из токсичной семьи   
11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию 
...

ЕЩЕ О ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ:
Сказки, которые учат детей отстаивать свои границы
Сказки для маленьких детей, которые помогут справиться со страхами, выбранные и объясненные ребенком
«Нельзя трогать писю!»
А вы любуетесь своими детьми?
Как увести ребенка с прогулки без скандала?
Детская игротека: техника психической безопасности

ЕЩЕ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ:
Ты сильная, даже если тебя называют безумной!
Гала Петри: «Женщины часто играют в чужие игры…»
Польские женщины победили законодателей: «черный протест»


 

 

FacebookTwitterOdnoklassnikiLiveJournalSkypeVKShare