Дети и развод: когда начинать беспокоиться?

Наша с психологом Ириной Катин-Ярцевой статья для ЁжикЁжика: https://ezhikezhik.ru/reviews/deti-i-razvod-kogda-nacinat-bespokoit-sa
Перепечатка в Econet: https://econet.ru/articles/170519-deti-i-razvod

Разводы сейчас — обычное дело. По данным Росстата (за 2016 год), в России на 1000 браков приходится 829 разводов. И детям в этой истории приходится не менее тяжело, чем взрослым. Некоторых развод родителей травмирует так, что без помощи специалиста не обойтись. Как понять, что ребенок не справляется и ему нужна особая помощь? Разбираемся вместе с психологом Ириной Катин-Ярцевой.

Дети и развод: когда начинать беспокоиться? - слайд 1
Фото: Unsplash.com

Переживания после развода родителей естественны и неизбежны. Возможные варианты нормальной реакции детей на изменения семейного состава такие:

  • агрессия, обида, гнев на родителей,
  • печаль,
  • уход в мечты, в гаджеты, невключенность ребенка в занятия и игры (делает, играет, но видно, что ребенок “не здесь”),
  • повышение тревожности, страхи (часто за родителей),
  • прилипчивость, требование большего, чем обычно, внимания,
  • попытки “спасти” брак родителей привлечением внимания к себе (болезни, плохое поведение) либо идеальным поведением,
  • регресс к более ранним моделям поведения (у дошкольников — возвращение к младенчеству).

Такие реакции, в норме временные, могут сменять друг друга.

Пик переживаний приходится на 1-6 месяцы после развода, затем их интенсивность снижается, а ребенок все лучше адаптируется к новому образу жизни. В целом, как правило, адаптация занимает около года.

Какова оптимальная реакция родителей на перемены в поведении детей?

  • Признание и принятие их чувств (обиды, гнева, печали),
  • готовность дать им то, что они просят — внимание, успокоение, утешение, возвращение к более “детским” моделям взаимодействия,
  • терпение, отказ от агрессии в ответ на агрессию детей.

Если по прошествии полугода реакции остаются интенсивными (или даже их интенсивность нарастает), если появляются какие-то невротические симптомы и психосоматические реакции, то это значит, что ребенок не справляется с переживаниями и нуждается в дополнительной помощи.

Какие признаки могут указывать на то, что ребенок не адаптируется к ситуации:

  • Заикание,
  • энурез,
  • энкопрез (недержание кала),
  • тики,
  • ночные кошмары,
  • самоповреждение (в том числе обгрызание ногтей, губ),
  • воровство,
  • дерматит,
  • стойкое расстройство ЖКТ, рвота непонятного происхождения,\
  • одышка, бронхоспазм, ларингоспазм, длительный кашель — о психосоматической основе плохого самочувствия обычно говорят, когда врачебные обследования не выявили никаких причин.

Если мать замечает, что ребенок ведет себя «как-то не так», то здесь многое зависит от интенсивности проявлений и времени, в течение которого сохраняется нетипичное поведение. Нарастающая интенсивность симптомов по прошествии полугода — сигнал обратиться за помощью. Частые и интенсивные проявления (родители говорят об этом «ребёнка как подменили») — тоже.

У некоторых детей травма может запустить серьезные расстройства. Необходима консультация специалиста, если поведение ребенка резко изменилось, появились:

  • Навязчивые страхи,
  • стойкие нарушения сна,
  • избирательность в еде (только жидкая пища, пища определенного цвета или консистенции), страх перед какими-либо видами еды,
  • жалобы на «голос в голове», разговоры с кем-то, кого вы не видите,
  • замирание, застывание в реакциях, чередующееся с гиперподвижностью и неестественным смехом, механичность движений и реакций (ребенок как робот).

Что делать, если ребенок не показывает никаких переживаний?

Если поведение ребёнка никак не меняется, это значит, что он очень старается держать себя в руках. На это уходит очень много сил, и, скорее всего, после того, как силы кончатся, могут появиться какие-либо неблагоприятные симптомы. Чтобы предотвратить это, необязательно обращаться к специалисту. Достаточно внутренне разрешить ребёнку горевать, злиться и показывать, что с ним происходит, быть готовой обсуждать с ним его переживания и отвечать на его вопросы.

Как родители сами могут помочь детям пережить развод?

  • Честно говорить с ними о том, что произошло. Быть готовыми отвечать на вопросы, почему так получилось. Рассказать о разнице в отношениях супругов и родителей (развестись с супругом можно, а родительские отношения не прекращаются).
  • Договориться о четком графике встреч с детьми, о том, с кем из родителей они живут, у кого и когда остаются, и соблюдать этот график, предупреждая детей обо всех изменениях.
  • Устанавливать в обоих домах одни и те же правила поведения и границы.
  • Не организовывать коалиции с детьми против второго родителя, не обвинять его перед детьми и не транслировать им свою обиду и гнев на него (образы каждого из родителей – важные части личности ребенка, усиление злости против одного из родителей приводит к конфликтам и, в конечном счете, к замкнутому кругу нарастания невротических симптомов).
  • В случае конфликта ребенка с одним из родителей, второй должен быть готов выслушать и утешить ребенка, тем не менее поддерживая административное решение первого.

Что еще может помочь детям?

  • Нейтральный третий человек, с которым ребенок может обсудить переживания и свои обиды на родителей,
  • свободное творчество (рисование, лепка),
  • свободная игра (возможность проигрывать чувства и ситуации).

Также важно помнить, что наше чувство вины перед детьми за развод способно отразиться на них не лучшим образом. Все мы живые люди. Понимание невозможности быть идеальными освобождает нас и наших детей от значительного напряжения, которое само по себе может привести к неврозу.

И доверяйте себе. То, что называется материнским инстинктом, на самом деле очень высокий уровень эмпатии, который развивается по отношению к тем, о ком заботишься. И если мать что-то беспокоит в ребенке — это достаточная причина для обращения за помощью.

МОЙ ПРОФИЛЬ В ЁЖИКЁЖИКЕ:
https://ezhikezhik.ru/user/9551

 ПСИХОЛОГ ИРИНА КАТИН-ЯРЦЕВА: 
https://www.katinyartseva.com

FacebookTwitterOdnoklassnikiLiveJournalSkypeVKShare