Статья для Мамсилы: http://mamsila.ru/feed/1143
Перепечатка в IhappyMAMA: https://ihappymama.ru/detskie-igry-chto-mozhno-malchikam-i-devochkam/
Здесь публикую свой авторский вариант, по ссылке -редакторский. Расхождения только в композиции текста.
Ваш сын не станет дочерью, если…
...Если наденет розовую майку и штаны в цветочек, будет играть с куклами и вместе с мамой месить тесто.
И ваша дочь не превратится в сына, если будет играть машинками и пистолетами, часами гонять мяч, носить удобные штаны и строить оборонительные рвы из грязи (а не печь пирожки из песочка).
Гонять мяч
Активные игры с мячом требуют хорошей формы и развивает физическую форму, а также умение управлять своим телом, а в дальнейшем и поведением. Это выносливость и сила, координация и ловкость, и скорость реакции, что важно будет потом для вождения, для управления техникой-транспортом, для безопасности и т.д. Это развитие крупной моторики со всей необходимостью ее развития.
Футбол и пр. — это соревновательность с уверенностью! Это командная игра, когда каждый делает свое дело ради общей победы. Это коллектив равных.
Но… В школах на уроках физкультуры очень редко организуют совместные команды. И даже детсадовская мальчиковая малышня часто выжимает девочек из игры в мяч. И родители девочек редко покупают девочкам футбольные мячи и хорошую спортивную обувь для прогулок. По факту игра в футбол даже на детской спортивной площадке — не норма для девочек.
И это девочкам не на пользу (см. выше про крупную моторику, скорость реакции и т.п). И мальчикам не на пользу. Не играя в командные игры вместе с девочками, они не учатся воспринимать девочек как партнеров и членов команды.
Игры в быт
Игры в быт полезны не только девочкам — “будущим хозяйкам”. Бытовые игры — это игры, в которых надо просчитывать алгоритм действий и придерживаться этого алгоритма. Это игры порядка и правил. Это игры, тренирующие заботу о близких. Очень часто это игры, развивающие мелкую моторику.
Игра — естественная форма познания для детей. В играх дети осваивают все, что видят вокруг себя, прорабатывают и укладывают на нужные полочки в психике и сознании. Если какие-то темы и социальные ситуации ребенок в детстве не проиграет, в этой теме у него будет провал во взрослой жизни.
Замыкание девочек в бытовых и материнских играх резко ограничивает их полноценное развитие (в том числе психическое и интеллектуальное) и их возможности в будущем.
Мальчики, не игравшие в детстве в дом, вырастают в незрелых в бытовом плане мужчин, которые не могут вести дом не только из-за выученной беспомощности, свойственной традиционной мужской гендерной социализации (когда мама, а потом жена обслуживают мальчика-юношу-мужчину в быту), но и из-за того, что быт как основа повседневного существования не был обыгран и освоен в детстве.
Помощь маме и папе
Помощь родителям в раннем возрасте — это вариант игры в дом. И это определенный этап становления психики ребенка, когда ему необходимо ощутить свою принадлежность родителям и семье, в том числе через подражание. Все, чем занимаются родители, для малышей окутано особой значимостью. И желание все делать вместе с мамой и папой — это желание приобщиться к великому и желание проявить свою любовь и свою жажду любви.
По факту часто поощряется участие девочек в кухне, уборке, уходе за младшими детьми, а у мальчиков — участие в “традиционно мужских делах”.
Что происходит, когда папа не дает дочке молоток или отвертку, которые держит в руке, или мама не разрешает сыну замешивать с ней тесто и мыть посуду? Ребенок чувствует отторжение и ненужность. Ребенка ни много ни мало не приняли в прайд. И отношения с папой у дочки и с мамой у сына начинают разрушаться.
Кроме того, не поддерживая интерес ребенка к тем или иным занятиям, родители убивают в нем мотивацию к действию и познанию.
Куклы
Мальчикам надо разрешать играть в куклы и катать игрушечные коляски. Но то и дело на детской площадке наблюдаешь, как родители и бабушки/дедушки приходят в ужас, когда их двухлетка, одетый в синее, потянулся к пупсу, коляске или посудке. При вопросе: “А что плохого, если папа готовит или гуляет с малышом?” — обычно тушуются.
Но игры в куклы — это не только отработка роли отца для мальчиков и роли матери для девочек. Есть этап, когда играется именно эта игра, и этот этап объясним. Ребенок видит, как родители ухаживают за детьми, и обыгрывают это.
Куклы — это вообще ролевая игра с обыгрыванием ситуаций, с которыми ребенок встречается в жизни — жизнь в доме, на детской площадке, в детсаду, прогулки и т.п.
И это игра в себя-ребенка.
Говорит психолог Светлана Мохова:
— Мой дитёныш вчера с дачи приволок слизняка в баночке. Очень маленького, слизняка-дитёныша. Сидел вечером и причитал над ним, что "его родители замучили, то одно делать заставляли, то другое” (есть-одеваться-спать-зубы чистить) — «я его пожалею теперь». Вот кукла лучше для этого, чем слизняк. Игры в куклы — это еще и отношение к себе, питание своего я, своего будущего “внутреннего ребенка”. Кому это не важно?
Рукоделие
Совсем не плохо, если мальчик будет уметь сам пришить пуговицу.
Но помимо полезных умений, рукоделие в раннем возрасте — это развитие мелкой моторики (нанизывать бусины дети могут с того возраста, когда перестают тащить все в рот), развитие взаимодействия между правым и левым полушарием головного мозга, управление телом (что особенно важно для детей с гиперподвижностью), дальше — умение разбирать схемы и конструировать (математические способности и пространственное мышление).
Одежда
Обычная история, когда на детской площадке девочке не разрешают лазать по лазалкам и кататься с горки — замараешь/порвешь платье, видно трусики, неприлично…
Да, иногда девочки любят платья. Но кто мешает купить платье, удобное для игры, а под платье надеть леггинсы, чтобы не было видно белье и чтобы не было неприятно голым ножкам? Дети на прогулке должны двигаться, это необходимо для их развития, и все, что этому мешает — зло.
А когда мальчикам запрещают надевать “девочковые” цвета, мальчика ни много ни мало ограничивают в эмоциональном развитии, делая его мир монотонным, и в психическом развитии, приучая его, что его желания интересы “неправильные”.
Некоторые родители опасаются, что из-за контакта с миром, табуированным как “девочковый”, мальчик вырастет гомосексуальным. Так вот, ориентация не воспитывается, она заложена в человеке изначально. И никакие куклы-колясочки и никакие нежные цвета не способны изменить гормональный фон человека. Ни у одного мальчика еще не отвалилась пиписка из-за того, что он надел розовые штанишки, и ну у одной деовчки не вырос пенис из-за того, что одна одета в удобную для активных игр одежду и обувь.
О детской телесности
Девочкам в массе не разрешается двигаться свободно (“не лезь на забор, ты как мальчик!”) и выбирать «удобное» (“удобное” как приоритет и как критерий для выбора одежды не одобряется), принимать свое тело таким, как есть. Девочковое тело должно быть “каким-то” — радовать глаз и в будущем вынашивать и рожать детей. Мальчикам можно иметь свое тело, но часто нельзя иметь какие-то физические ощущения, быть физически чувствительным (“не ной, терпи, ты же мужик”).
В итоге нормальной интимной жизни не будет ни у "ты же девочка должна быть красивой” или “ты же девочка тебе еще рожать”, ни у “терпи ты же мужик”, потому что ни те, ни другие приучены не чувствовать, не слышать свои тела.
Что еще?
Очень важно разрешать девочкам:
- проявлять агрессию в любом виде (обозначать свои границы, давать физический и вербальный отпор) — это основа личной безопасности, физической и психологической, а невыпущенная агрессия — путь к психосоматике либо к позиции жертвы,
- пачкать одежду, потому что когда ребенок во время игры думает не об игре, а об одежде, ребенок застревает в психическом и социальном развитии,
- проявлять эгоизм (любовь к себе и забота о себе — это основа здоровой личности),
- драться при необходимости, быть смелой и дерзкой,
- заниматься “мальчиковыми” видами спорта и единоборствами, пока еще закрытыми для девочек, — не только для развития тела и силы, но и для уверенности в себе и своих возможностях,
- планировать жизнь без репродуктивной составляющей — замужество и дети должны быть результатом личного осознанного выбора,
- играть с машинками и пр. техникой,
- соревноваться с мальчиками в играх,
- играть с мальчиками в их игры.
Очень важно разрешать мальчикам:
- проявлять эмоции, т.к. скрытые эмоции — путь к болезням и психологическим травмам, плакать,
- искать защиты (мальчиков все еще стыдят за то. что они жалуются), чувство защищенности детстве — основа будущей уверенности в себе и будущей внутренней силы,
- быть физически слабыми — физической силой не определяется ценность и достоинство личности,
- проявлять скромность, вежливость,
- быть внимательными к другим и проявлять сочувствие, эмпатию,
- соревноваться с девочками в играх,
- играть с девочками в их игры.
И о главном — о мечтах!
Мечтать (одобряемо) очень часто можно только в определённых рамках.
Девочка? Мечтаешь о небе? Нет! Лётчики — это мужчины. О морях? Нет! Женщина на корабле, и всё в этом роде... О научной работе? Нет! Некогда будет семьёй заниматься. О власти и влиянии? Нет! Ненормальная какая-то девочка.
Попытки оборвать девочковые рассказы о мечтах и свернуть их на принцев-принцесс-и-жили-они-долго-и-счастливо подрезают девочкам крылья, лишают их мотивации и перспектив.
Мальчиковые мечты о большой семье и детях нередко осмеиваются. И это заставляет мальчиков стремиться к тому, что им не по душе (зато социально одобряемо) и делает из них либо невротиков, вымещающих свою неудовлетворенность на близких, либо неудачников.
Хотите счастья детям? Дайте им развиваться свободно, не загоняйте их с младенчества в социально-гендерные рамки, не ограничивайте их развитие. Поверьте, никакого вреда ни мужественности вашего сына, ни женственности вашей дочери отказ от стереотипов не нанесет.
МОЯ СТРАНИЦА В МАМСИЛЕ: http://mamsila.ru/user/694
ЕЩЕ О МАЛЬЧИКАХ И ДЕВОЧКАХ И ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ:
Сказки, которые учат детей отстаивать свои границы
«Нельзя трогать писю!»
Как научить сына общаться с девочками: важные советы
“Чтобы ни одна мразь не могла сказать, что он тебя кормит!” Родительские наказы девочкам
...