Второй месяц детского сада, вторая волна слез

Часть 1. Адаптация продолжается: про рутины, ритмы и ритуалы.

Другие статьи об адаптации к детскому саду:
http://journ.shotlife.ru/?page_id=726

Подходит к концу второй месяц детского сада. Воспитатели говорят, что все хорошо, ребенок адаптировался. И вы сами видите, что ребенок идет в сад гораздо более спокойно, чем в начале сентября. И вы уже привыкли к уводам-забираниям. Но ребенок вдруг снова начал плакать: «Не хочу в садик». И по утрам в раздевалке вдруг снова плачет то один, то другой малыш, а то и сразу несколько.

У нас, по крайней мере, так. И в раздевалках по утрам рёв, как несколько недель назад.
Что случилось?

Я выделила несколько факторов – стимуляторов новой волны слез.

Во-первых, воспитательницы расслабились, вошли в привычную колею, перестали встречать по утрам детей, стали более равнодушными и более раздраженными. И уже устали, — уже меньше организовывают детей в общие, в том числе ролевые, игры и все больше рассаживают их за столы по одному с пазлами и раскрасками. Дети чувствуют себя одиноко и скучают.
Кому-то повезло, у кого-то в саду воспитательницы от природы ласковые и теплые. У нас нет. Наши от природы строгие и критичные. И не очень вежливые, — они даже не всегда отвечают на приветствие.

Во-вторых, расслабились и родители. Все чаще забирают ребенка на ходу, бегом одевая и таща домой, отправляя с порога в детскую. А сами или на кухню, или за работу. Соскучившийся ребенок не успевает «пригреться». А замотанной маме просто некогда ни переключиться на ребенка, ни заняться им.

В-третьих, ребенок уже успел определиться с тем, нравится ему садик или нет, хорошо ему в саду или нет. И если нет, то… То слезы и «не хочу».

Что делать, если детский сад все же необходим и забрать ребенка домой нет возможности или желания?

Выбора нет. В детский сад ребенку надо ходить.

С воспитательницами вы вряд ли что-то сможете сделать. Если нет в них повседневной ласковости и тепла, то и не будет. Можете только периодически просить их не повышать голос, если они это делают.

Но вы хотя бы можете принуждать их отвечать на приветствие: «Мария Николаевна, здравствуйте! Здравствуйте, Мария Николаевна!!! Мария Николаевнаааа!!! Добрый день», — в конце концов услышит, увидит вашу улыбку и вынуждена будет ответить.

Когда между родителями и воспитателями нет контакта, ребенку намного труднее.

  • Старайтесь каждое утро  найти возможность улыбнуться воспитательнице и сказать ей хоть несколько слов при ребенке. Очень хорошо, если получается передать ребенка воспитательнице из рук в руки. Стройте мостики между собой и взрослым, которому оставляете ребенка.

Обратите внимание, не расслабились ли вы сами за полтора месяца настолько, что можете при возможности пропустить садик и забрать ребенка раньше?

  • Если да, то стоит снова мобилизоваться. Детский сад должен стать рутиной, обычным делом, вписанным в режим и ритм жизни. Ежедневно в любую погоду, при любом настроении (вашем и ребенка) вы идете в сад. Одеваетесь сквозь слезы, плачете (даже если плачете вместе) по пути в сад, плачете в раздевалке, но идете. Обнимаете ребенка, целуете и оставляете. Без лишних объяснений, только со словами утешения и любви ведете ребенка в сад во что бы то ни стало. Есть только одна причина не идти в сад – болезнь.

Идите каждое утро в одно и то же время. Мы приходим к утренней зарядке в 8:15, я переодеваю дочку и довожу ее за руку до спортивного зала. Четкие границы времени прихода (к любимой «активности») очень помогает девочке.
И забирайте тоже в одно и то же время. Будет удобно и понятно ребенку, если забирать вы его будете тоже с привязкой к какой-то активности, — например, с вечерней прогулки в середине или конце прогулки, сразу после ужина или сразу после полдника, — как вам удобно, но тоже в одно время.

Если вы делаете дополнительные выходные, пусть они будут по графику – по понедельникам, пятницам или средам, на ваш выбор, но в назначенные дни. Если забираете ребенка раньше в какой-то день, то пусть это тоже будет определенный день – пятница или среда, неважно. Ритм и рутинность посещений сада успокаивают и дают чувство стабильности и определенности.

Что говорить, когда ребенок утром смотрит вам прямо в глаза и говорит, что не пойдет в детский сад, что ему не нравится детский сад, что ему плохо в саду?
Не отводите глаза. Ласкайте, гладьте ребенка. Если не отвести взгляд не получается. Прижмите ребенка к себе, положите его головку себе на грудь. Тем самым вы выражаете понимание и принятие чувств ребенка, свое сочувствие к нему. Плюс телесный контакт успокоителен и для детей, и для родителей. Признайте нежелание идти в сад: да, там не очень хорошо, там скучно-грустно…

Потом вздохните и говорите: «давай одеваться». Спокойно, добро, но твердо. Делать нечего. Идти надо. Вы малышу сочувствуете, его понимаете, но в садик пойдете.

Не запрещайте малышу плакать. Слезы облегчают душу. Не оставляйте со слезами один на один – пусть плачет в ваших объятиях. Одиночества ему и в саду хватает.

Понятно, что вечером масса дел. Но не оставляйте ребенка одного. Помогите переодеться и умыться. Позовите готовить вместе ужин. Большая часть детей в состоянии что-нибудь перемешать, почисть, порезать, накрыть на стол. Или пусть играет рядом с вами в кухне, и вы при этом будет с ним разговаривать или хотя бы просто периодически дотрагиваться до него, — гладить по голове, по спинке, по руке. Покажите ребенку, что он для вас существует. Это важно.

  • Восстановление эмоционального контакта с ребенком, напитывание ребенка своей любовью в то время, когда малыш не в саду, тоже помогает ему не чувствовать себя брошенным.

Вспомните свой период влюбленности. Вот вы прощаетесь, вот он или она поворачивается и уходит. Молча, не поцеловав, не улыбнувшись, не сказав «увидимся». Или вы встретились с любимой / с любимой, и вас не поцеловали при встрече, не приобняли, не улыбнулись вам, только дежурное «привет», и ноль внимания. Что вы чувствуете?
Ребенку, когда вы уходите из садика утром молча или вечером не говорите ему теплых слов и не обнимаете, встретившись после дня разлуки, стократ труднее, потому что ребенок еще не самодостаточен, потому что еще зависит от вас, потому что вы – его среда обитания.

  • Проявить внимание не так уж и трудно – просто улыбнитесь, просто посмотрите в глаза, просто обнимите, просто скажите, что соскучились по нему и рады его видеть.

Помогите малышу одеться, а не стойте над ним, поторапливая. И дорогу домой превратите в совместную прогулку.

Да, вы спешите. Но пять лишних минут на улице после садика вам, скорей всего, погоды не сделают. А ребенку сделают. А сэкономленные пять минут все равно будут у вас отняты – лишней истерикой, приставаниями, непослушанием, — тем, что на самом деле является попыткой вызвать ваш интерес к себе, выпросить ваше внимание и ваши чувства.

Малыши в саду не плачут просто так. Малыши в саду плачут, потому что им плохо. Помогите им пережить это «плохо».

Продолжение следует.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Мои материнские сокровища
Детский сад: адаптация для матери
Скандал отменяется: как увести ребенка с детской площадки домой без боя
Чем будет украшать ёлку баба Яга?
Третий месяц детсада: «Мама, не уходи!»

Подруги, большей частью мой детсадовский проект — волонтерский. Я получила авторское вознаграждение только за одну из статей (не за эту). Между тем я вижу, что тема актуальна, при перепостах в соцсетях мне говорят спасибо.
Если вам тоже хочется сказать мне спасибо и хочется поддержать меня, можно сделать это так:
Сберкарта: 5469640012380560
Яндекс-кошелек: 410013534128183
Пэйпал: ya.futumama@yandex.ru

FacebookTwitterOdnoklassnikiLiveJournalSkypeVKShare