Сила духа и сила воли — материнская моя сила…

 

Статья в Мамсиле: http://mamsila.ru/feed/1106

У меня было пионерское детство. Да, моей дочери почти 5, а мне 45. Школьницей я читала «Пионерскую правду». И одной из сквозных тем газеты было воспитание силы воли.

Мамы, как думаете, ваши современные дети думают о силе воли? А о том, что ее надо специально тренировать? А знают ли они вообще это выражение — “сила воли”? Моя дочь знает «силу воли» по песне, которую ей иногда поет бабушка: «Сила духа и сила воли – богатырская наша сила». Песня энергичная и ритмичная, девочке нравится.

А я ребенком читала в «Пионерской правде» рассказы про детей, которые хорошо прокачали у себя этот навык, и тоже играла в силу воли — с братом и с подружками. Мы знали, что себя надо брать в руки, что всего надо добиваться, что все дается с трудом, что себя надо преодолевать. Мы осознанно воспитывали в себе силу воли.

Конечно, все дети разные. И советские дети тоже были все разные. Но так или иначе мы привыкли, что чтобы чего-то добиться и что-то получить, нужно применить насилие по отношению к себе.

Когда я сейчас говорю дочке: «Ну если сильно не хочется, не делай”, — или: Ты можешь не ходить на этот кружок, если ты так сильно переживаешь, что тебе трудно», — я испытываю внутреннюю панику. Как не ходить?! А вдруг она никогда не научится делать то, что не хочется?! Как же она жить-то будет?!

В плане детской мотивации у меня провал. Я осознанная мать. Я читаю лучших детских психологов, а с некоторыми и общаюсь лично. Я внимательная, чуткая, заботливая. При этом не гиперопекающая. То есть прямо-таки хорошая мать. Я знаю, что способности к произвольной мотивации у детей вызревают после 6 лет вместе с интегративным мышлением и лобными долями головного мозга. И моей девочке просто по природе рано делать что-то, потому что просто надо. Но мы же делали?!

Я все знаю и понимаю. Но знаю и понимаю головой. Не чувствую всем существом. У меня нет готовых скиллов. Кроме одного – надо. Надо быть такой-то и такой-то. Надо стремиться. Надо преодолевать. Надо воспитывать силу воли и формировать свой характер.

Да, еще бороться с ленью. У меня даже книжка была с рассказом про девочку (кстати, почему не про мальчика?), в которой Лень говорила, что ее можно увидеть в зеркале, с которого 40 дней не стирали пыль. И, кстати, тогда меня не удивило совсем, что стирать пыль с зеркала должна была именно эта девочка. Не мама, не папа, не брат, а именно она.

У меня пыль с зеркал стирает дочь. Потому что ей это нравится. Протрет влажной салфеткой зеркала и оконные стекла — и требует, чтобы я ее похвалила. Я хвалю. А потом втихушку стираю с зеркал и окон разводы. Купить ей, что ли, специальную тряпочку для зеркал и стекол, раз ей это нравится?

Вот пишу сейчас про дочку и зеркала и отдаленно подозреваю, что, наверно, это каким-то боком про мотивацию. Но каким? Надо думать. Само не доходит.

Современные родители – своего рода первопроходцы. Пожалуй, мы первое поколение (поколения родителей определяются не возрастом родителей, а возрастом детей), которые ставят перед собой задачу развить в ребенке личность, раскрыть его потенциал и т.п. Мы, пожалуй, первые, кто в центр системы координат своих детей ставит их самих.

Советские дети никогда не были главным критерием для самих себя. Мы знали, как нужно строить свою жизнь, наше детство провозглашалось подготовкой к взрослой жизни. Была готовая модель этой жизни.

Это, кстати, можно проследить по литературе для советских детей. Начиная с Маяковского с его «вот и вырастете – истыми силачами-коммунистами», заканчивая грудой советских детских книг 70-х, пронизанных взглядом в будущее как основным мотивом и настроением. И классический советский портрет какой? На нем у людей вдохновенный взгляд устремлен вперед и немного ввысь.

У наших родителей не было задачи вырастить личностей, раскрыть наш потенциал, научить понимать и вербализировать себя.

Перед нами такая задача стоит. Кто поставил? Жизнь, мы сами, наши дети. Дети, которые уже с рождения — личности.

И мы имеем дело уже не с предопределенными моделями жизни, а с личностями. И над мотивацией этих личностей надо как-то работать!

Вот они, вылазят — мои внутренние скиллы. Слово «работать» как естественный заменитель слова «делать». Кстати, моя бабушка слово «делать» употребляла не как модальный глагол, а как глагол действия, она могла сказать: «Иди, делай!» — имея в виду «займись делом, сделай что-то нужное, полезное». Она старше меня на 52 года, для нее вся жизнь – это постоянное «деланье». Какое развитие личности, иди делай…

Пока я понимаю, что для моей почти пятилетней дочки главный мотиваторы – интерес и желание что-то делать вместе с мамой или другими взрослыми. Знаю это просто из наблюдений за ней.

Но что делать с паникой? Вдруг она не сможет в будущем учиться и работать, если сейчас будет идти только за интересом?! Все, жизнь рушится. Из-за того, что у ребенка, которому нет еще 5 лет, я не воспитываю силу воли, как ее воспитывали у меня...

Мамы, скажите, что из того, что в детстве ваших детей не так, как у вас, вам тяжелее всего дается? Каких скиллов нет в вашей подкорке? Как вы с этим справляетесь?

МОЯ СТРАНИЦА В МАМСИЛЕ: http://mamsila.ru/user/694

ЕЩЕ О МОЕМ МАТЕРИНСТВЕ:
Если малыш боится грозы
А вы любуетесь своими детьми?
Как увести ребенка с прогулки без скандала?
Детский сад: адаптация для матери
Мама, почему девочки меньше мальчиков?
Мои материнские сокровища
Нельзя трогать писю!
О детской любви и родительской торопливости
Какого рода девочка?
Папины игры: во что играть с годовалым ребенком
Мой родительский манифест
...

FacebookTwitterOdnoklassnikiLiveJournalSkypeVKShare