Почему на моей сказочной странице нет сказок?

Почему на моей сказочной странице нет сказок?
Ссылка на пост в фэйсбуке: https://www.facebook.com/notes/сказки-перевертыши-от-мамы-наташи/почему-на-моей-сказочной-странице-нет-сказок/1650933601867729

Вопрос этот мне задали в обсуждении в одной из групп.

И я задумалась. Их и вправду нет. И, возможно, не потому, что тексты моих перевертышей люди получают на платных занятиях. И публиковать их бесплатно будет неуважением к тем, кто платит.
А потому, что важны скорее не сами тексты сказок, а работа над ними.
Очень важно не просто читать то, что я насочиняла на основе известных сказок, а сделать так, чтобы это сочинил ребенок.

Возьмем мою любимую сказку «Гуси-лебеди».
Почему сказка называется «Гуси-лебеди», а начинается так: «Жил-был мужик с женой, и были у них дочка да сынок маленький»?
А почему не «Жили-были гуси-лебеди»?
Скажи, малыш? Не знаешь?
А давай расскажем именно про гусей-лебедей?

Итак, жили-были гуси-лебеди…
Где они жили?
А что они делали?
Ну давай… Жили они у бабы Яги в глухом дремучем лесу… Так?
Паслись на полянке у избушки на курьих ножках, щипали травку, копали червячков…
А зачем они были нужны бабе Яге?
Ага!
Иногда баба Яга говорила им: «Гуси-лебеди, за работу! Принесите-ка мне свежего ребеночка!»
И гуси-лебеди летели в какую-нибудь деревню и уносили маленького ребенка, который гулял, играл на улице один, без взрослых и без старших детей.
Да, малыш, вот так, в Африке детей, которые одни, Бармалей уносит, а в России гуси-лебеди забирают и несут бабе Яге… (Это уже цитата из разговора с моей дочкой.)

Мои сказки-перевертыши – это, по сути, пересказ сказки с другим действующим лицом в качестве главного героя. Но не просто пересказ, а такой, чтобы получилась полноценная сказка в рамках имеющегося сюжета.
Придерживаться сюжета принципиально важно.
Да, про полянку, травку и червяков в сказке нет. Но эти детали не меняют сюжета.
Зато, смотрите, как оживают гуси-лебеди на глазах у ребенка, когда мы определяем их место жительства и рассказываем, что они едят. Мы создаем их личную историю и погружаем ребенка в атмосферу их жизни… Глаза и души распахнуты, и ребенок готов дальше погружаться в сказку…

И вот однажды утром баба Яга отправила гусей-лебедей за ребенком. И полетели гуси-лебеди в ту деревню, где жил один маленький мальчик со старшей сестрой и родителями. Мама и папа тот день поехали в город за покупками. А мальчика оставили с сестренкой, и наказали ей со двора не ходить, беречь братца.
А сестренка-то сама еще маленькая девочка была, захотела с подружками побегать-поиграть, и оставила мальчика одного во дворе. Да заигралась…

Заметьте, я подчеркиваю совершенно естественные моменты детской жизни. Гуляет один, заигралась… Назидательность не слишком навязчивая, но мостики к жизни ребенка есть.
И, заметьте, я говорю о мальчике, а не о девочке и мужике с женой. Гуси-лебеди унесли-то именно его. Он герой номер два.

Подхватили гуси-лебеди мальчика и унесли…

Далее уже можно почти по тексту.

Тексты моих сказок-перевертышей зачастую — это почти сценарии с подсказками, как вовлечь ребенка в рассказывание, как держать его в рамках сюжета, как вернуть его к пропущенным поворотам этого сюжета. А также с элементами инсценирования и эмоционального чтения.

Разве можно заменить это простыми текстами пересказов сказок?

Когда я готовила свой курс, я обсуждала его с детскими и клиническими психологами, с педагогами. И они помогли мне увидеть в моих перевертышах гораздо больше, чем я видела сама.
Они увидели ту пользу, которую дает сочинение перевертышей детям. Это и укрепление эмоционального контакта с родителями. И формирование привычки быть в диалоге со значимыми взрослыми, умения слушать и слышать и радость быть услышанным. И, само собой развитие речи. И, ближе к школе или в младших классах, умение понимать текст (а текст – это не только сказка, это и параграф в учебнике, и математическая задача). И понимание того, что на каждую ситуацию можно посмотреть с разных ракурсов, тренировка гибкости мышления, развитие умения мыслить нестандартно. И обучение эмпатии (проникновение в чувства других). И умение держаться в рамках и уважать границы. И, конечно, развитие воображения. И прекрасная, живая, добрая игра, — словесная и ролевая.

И для меня важно, чтобы дети вместе с родителями и родители вместе с детьми сами пытались сочинить перевертыш – с моей помощью, с моими подсказками, с моим анализом возможных неудач, но сами.
Поэтому я не вижу смысла публиковать тексты своих перевертышей. Разве только в рекламных целях, для привлечения внимания.

Заинтересовались?

 

FacebookTwitterOdnoklassnikiLiveJournalSkypeVKShare