Мама, почему ты грустная?..

Четвертая и, как оказалась, не заключительная часть моей серии о женщинах на войне. После публикации этой серии мне начали присылать еще и еще рассказы о женщинах, прошедших войну...

Этот рассказ прислала мне дочь женщины, пережившей войну маленькой девочкой. Героиня рассказа - Черноярова Маргарита Васильевна, она с 1939 года, в 1942-ей было 3 года, ее мать — Елизавета Михайловна. Место на Дону — Павловск, Воронежская обл. А эвакуировали их в Бутурлиновский р-он, название села память девочки не сохранила.

Работа с воспоминаниями о войне перевернула мою душу. У меня болит сердце, и дочь спрашивает меня: «Мама, почему ты грустная?» Потому, дочка, что война — это убийства и страх. Дай бог тебе знать это только по рассказам. Пусть то, что ты сама лично знаешь о войне, для твоей дочери, если ты решишь иметь детей, будет только твоим воспоминанием.
Потому что мне больно из-за того, что это есть в жизни — войны.

Первая часть серии здесь: Женские лица войны
Вторая: Прабабушки моей дочери
Третья: О женщинах, которые воевали
Пятая: Женщины войны: Мы такие, мы пробьемся

***

Летом 1942 года шли бои возле небольшого городка, который был расположен на высоком берегу реки Дон...

Город был под постоянным обстрелом немецких орудий, которые находились на противоположном берегу реки, периодически налетали немецкие бомбардировщики и бомбили город, глухой гул самолетов всегда улавливало чуткое ухо нашей маленькой собачонки,  еще до того как начинали слышать его люди,  она начинала метаться и выть. Тогда я хватала ее в охапку начинала кричать, что летят самолеты и все домочадцы бежали прятаться в погреб.

Но, когда внезапно начинался обстрел, бежать и прятаться не всегда успевали. Помню, как  однажды я, среди  иногда  появлявшейся тишины между обстрелами и бомбежками, копалась в песке и неожиданно рядом разорвался снаряд. Взрывом меня отбросило и припечатало к стене сарая. Мама рассказывала, что когда она испуганная прибежала  ко мне, то увидела, что я стояла, раскинув руки и прижавшись к стене, а все пространство стены вокруг меня было истыкано осколками снаряда . Мне было в то время около трех лет. Наверно, сильный у меня Ангел-хранитель. У меня не было ни одной царапины.

В городе не было воды. Обстрелом разбило водокачку и  жители ходили за водой с ведрами   на реку. Немецкие солдаты сначала не стреляли в женщин с противоположного берега и даже что то кричали  им. А вот красноармейцев к воде не подпускали,  сразу начинали стрелять. Берег с нашей стороны был очень крутой и подниматься наверх с полными ведрами было нелегко. Но я очень  любила ходить с мамой или бабушкой на реку и помню из-за малости своей поднималась за ними на четвереньках. 
Женщины стали носить
  воду и красноармейцам, по-видимому,  немцы догадались  и начали стрелять уже и по жителям. После того как  кое-кто пришел  с реки с пробитыми пулями ведрами, ходить днем к реке перестали. Приходилось ходить за водой по ночам и под обстрелом.

Осенью началась эвакуация жителей из города. Уезжали неохотно, все еще была надежда, что немцы не возьмут город, но солдаты заходили в дома и выводили людей, сажали в машины и вывозили из города. Женщины иногда прятались.
Мама рассказывала, как однажды собрали ребятишек, посадили в грузовики и повезли за город. Матери были вынуждены бежать следом.

Нас привезли в какое-то село, выгрузили и распределили по домам  жителей.  В домах было холодно, топили печки мало, не было дров. Утром мама уходила на работу, хозяйка квартиры  тоже,  а я оставалась одна.

В доме было холодно, и мама укрывала  меня шубкой, ставила возле кровати табуретку на которую клала  2-3 вареных картофелины в мундире, мой завтрак и обед, и я весь день лежала на кровати под шубой.

Вылезать не хотелось из-за холода, да и сил не было, теплой одежды не было, и с едой тоже было плохо.

Часто по ночам раздавался стук в окно и крик : ''Михайловна, на работу!'' — мама вставала, укутывала меня и бежала в контору.  В ту холодную и голодную зиму было много беглых дезертиров-итальянцев,  они ходили по дворам оборванные и замерзшие, протягивали руки и просили что -нибудь поесть. Жители и сами голодали, но кто мог давали картошки или еще какие -нибудь овощи. Очень много погибло этих иностранных молодых солдатиков от холода и голода.

Вот так, как-то пережили эту зиму.  Одеваться было не во что, нас вывели в той летней  одежде, какая была на нас, и мама начесала шерсти от овец, которых перегоняли для питания армии  и связала себе и мне шерстяные кофты. Они были жесткие и колючие, но в них было тепло.
А потом наступила весна.
  Стало легче, теплее и светлее.  Бои все еще шли, но уже где-то подальше.

Однажды маме нужно было ехать в район  с отчетом.  Ей запрягли лошадь в телегу, а так как меня, трехлетнюю, девать было некуда, она меня взяла с собой.
Было очень жарко, и мы ехали шагом по степи, когда внезапно раздался гул самолета и вот он появился с черными крестами на крыльях.
Кругом была голая степь спрятаться было некуда и летчик отлично видел нас с мамой.
  Самолет сделал круг и снизился над нами. Он включил сирену и стал стрелять из пулемета. Последнее, что я помнила, это бешеный бег лошади и маму, вцепившуюся в вожжи, и вой низко пролетающего над нами немецкого самолета. Я потеряла сознание.
Очнулась я в тишине.
  Лошадь стояла взмыленная,  на телеге низко опустив голову на руки сидела совершенно без сил моя мама. Она вообще была маленькая ростом и худенькая, и я не знаю, как могла она выдержать эту  страшную гонку, и как я не вылетела из телеги в бессознательном состоянии. Только помню, что вокруг вся степь была в воронках или от бомб, или от снарядов. Наверное лошадь прискакала на место, где проходили бои. И я помню удивилась, как это мы не влетели ни в одну из этих воронок и не перевернулись.

ЕЩЕ О ВОЙНЕ И ПОБЕДЕ:
42 миллиона человек погибли зря?
Женские лица войны
Прабабушки моей дочери
О женщинах, которые воевали
Женщины войны: Мы такие, мы пробьемся
...

И о том, что ни одна война не щадит женщин...
Русская женщина работала на чеченцев за кусок хлеба
...

Друзья, мой проект «Женщины на войне» — волонтерский. Очень острый, морально тяжелый. Но я считаю, что я должна публиковать истории, которые мне доверяют люди. Это важно.
Если вам хочется сказать мне спасибо за мой труд или поддержать меня, вы можете сделать это так:
Сберкарта: 5469640012380560
Яндекс-кошелек: 410013534128183
Пэйпал: ya.futumama@yandex.ru

 

FacebookTwitterOdnoklassnikiLiveJournalSkypeVKShare